Правила дорожного движения написаны кровью. Ну это все знают. Типа, за ними стоит кровь пострадавших.
А я вот постепенно всё более уверяюсь в том, что церковные правила тоже написаны кровью. Нарушил правило — и всё, башкой об стену. И это не значит, что эти правила не хочется нарушить. Да нет. Да наоборот. Да совсем наоборот. Очень даже хочется нарушить правила. Очень хочется. И христианам — в первую очередь хочется нарушить.
Я даже не говорю о неверующих, о сомневающихся или о захожанах. Да Бог с ними, у них там свои дела, сомнения и всё такое. Кому-то вообще эти церковные правила вместе, простите, с Церковью, сто лет не нужны. Нет, я про других, вот про этих, которые вроде меня, которые ходят в храм более-менее регулярно, ну типа даже раз в неделю или чаще. И порой просто жесточайшим образом плюют на самые базовые правила. Я несколько таких случаев знаю, только за последний год с несколькими столкнулся.
Ну, я же не могу прямо об этом говорить. Придется как-то эзоповым языком.
Вот есть заповедь: не ***. Эту заповедь вообще все знают, даже неверующие. Это Бог сказал: "Не ***". Ну, я знаю человека, который нарушил её. И продолжает нарушать. И знает, что нарушает. Этот человек с тех пор не причащается, уже несколько лет: он знает, что не имеет права. Нельзя причащаться. Переживает, но особо про это не говорит.
Я даже не одного такого человека знаю. Второго знаю. Этот второй (вторая, точнее) реально мучается, это просто основное содержание жизни: человек знает, что он нарушает заповедь Божию. И ему больно от этого. Но он сделал выбор, попал в ловушку и не может из неё выбраться. И тоже несколько лет уже не может причащаться.
Тут, наверное, надо написать, что такое для верующего христианина — не причащаться. То есть быть отлученным, не иметь права на это. Не иметь не только "формального" разрешения от батюшки, а, вместе с этим, не иметь и "морального" права одновременно. Перед Богом не иметь права на это.
Что это для христианина? Как бы сказать. Ну, это капец. Это просто дно. Ты знаешь, что ты на дне. И в этом виноват не батюшка, не Бог, не кто-то другой, а ты сам. И ты с этого дна не можешь, да и не хочешь вылезать! Но ты на дне, ты знаешь, что это самое поганое болото. Мне, к счастью, не приходилось никогда это испытывать продолжительно.
Как сказал известный евангельский персонаж Господину — "имей мя отреченна", или, иначе говоря, — "отстань от меня, не приставай", "я отрекаюсь от тебя, я ухожу". Или, иначе говоря, как сказал апостол Петр в свое время про Христа: "Не знаю этого человека".
То есть это случается так у христиан: взять и оставить Христа, покинуть Его вместе с Его заповедями. Наверное, это и называется искушением.
Так что, короче, если кто-то изнутри вас шепчет вам, что заповеди — это какой-то устаревший утиль, отживший свою средневековую жизнь, — смело плюньте этому шептуну в морду. Всё работает. Работает как часы. Всё в норме. А кто нарушит заповедь, у того морда будет серая и грустная.
А я тогда начну, короче, с соблюдения правил дорожного движения. Они тоже написаны кровью. Придется теперь подъезжать к "Дикси" каким-то другим способом.