Хороший текст про новомучеников Поскольку я взялся за изучение подвига новомучеников, считаю своим долгом развеять некоторые мифы, связанные с этими святыми, некоторые из которых мне удалось слышать в церковных кругах, а некоторые в светских. 1." Новомученикам, в отличие от других многих мучеников, прежде всего пострадавших в Доникейскую эпоху, не предлагали отречься от Христа, а сажали и расстреливали просто за принадлежность к духовному сословию. " Ну во-первых любой священник мог пойти на поводу у власти, а именно, как минимум, не совершать богослужения, если речь идёт о 20-х годах, то не зачитывать послания патриарха Тихона и, как максимум отречься от сана и успешно сдать органами власти всех своих прихожан. Во-вторых можно было уйти в раскол к обновленцам, это точно спасло бы от гибели, правда ненадолго. Ну и в-третьих не стоит забывать, что многие следователи, подобно римским игемонам, предлагали прямо отречься от Христа взамен на смягчение меры наказания. Здесь можно привести в пример дьякона Андрея Ветелева, которому предложили на выбор расстрел или ссылку взамен на отречение. Также нельзя не вспомнить священника Валериана Новицкого и его записку жене: "Диночка, мне предложили отречься от Бога и священнического сана. Как ты справишься одна с детками?" Как можно было заметить, вопрос о выборе у священномученика даже не стоял, ответ был очевиден. Не менее трогателен и ответ матушки: "Валечка, не отказывайся ни от Бога, ни от сана, меня с детками Господь управит". Множество было подобных случаев и в других житиях новомучеников, перечислять которые не хватит сил. 2. "Новомученики не страдали за веру, их просто расстреливали, не причиняя страданий, а если и причиняли, то несоизмеримые с теми, которые претерпели первые христиане" Такое чаще можно услышать от людей, которые не особо знакомы с ситуацией и не знают в полной мере что такое ИТЛ, ГУЛАГ и т.п. Для того, чтобы понять насколько тяжёлые условия были в лагерях достаточно просто посмотреть статистику сколько людей отправлялись отбывать срок в те или иные ИТЛ и сколько из них отбыли свой срок до конца и остались живы, а те, кто и оставались в живых как правило на всю жизнь становились инвалидами. Здесь можно привести в пример иеромонаха Иеракса (Бочарова), который после времяпрепровождения в лагерях стал инвалидом, у него перестал видеть один глаз и множество других проблем со здоровьем оставил ему ИТЛ. Чтобы понять насколько тяжёлые были последствия, достаточно почитать его письма к свт. Афанасию (Сахарову). Бесчисленное множество других примеров можно привести, но в данном случае я назвал имя о. Иеракса потому, что он является главным героем моего диплома и потому, что он не причислен к лику святых, что я очень рассчитываю исправить. Страдания первых мучеников не совсем корректно сравнивать со страданиями новомучеников, т. к. времена и нравы были совсем другими и мучения людей в цирке были в порядке вещей, а гонения 20 века и уникальны тем, что люди, против которых проводились репрессии прежде не знали таких зверств... Тем не менее не совсем правильно сравнивать истязания в цирке и отбывание срока в лагерях, хотя не понятно что из этого лучше... Поэтому приведу примеры мучеников, чьи страдания были довольно похожи на мучения прежних страдальцев за Христа. Сщмч. Андроник Пермский был закопан в землю заживо... Святого Феофана Соликамского на глазах у многолюдной толпы при тридцатиградусном морозе опускали и доставали из проруби несколько раз, привязав за волосы к жерди... Намного жёстче, чем известные всем 40 мучеников Севастийских(нисколько ни умаляя их подвиг) С митрополитом Владимиром Киевским жестоко расправились, его многократно кололи штыками после того, как поняли, что у него нечего грабить. 3. "Читая жития святых мучеников, часто встречаются истории, когда святые не чувствовали страданий, причиняемых им, в случае же с новомучениками такого не встречается" Тут важно понимать, что из-за того, что многие дела были засекречены, мы мало что можем знать о самих процессах над новомучениками. Тем не менее сохранились случаи, когда святые не чувствовали страданий. Например, старец Севастиан, претерпевая мучения в Тамбовском ОГПУ рассказывал: "поставили меня в одной рясе на всю ночь на мороз... Но Матерь Божия опустила на меня такой "шалашик", что мне было в нем тепло." Также можно привести в пример разговор, услышанный очевидцами, между матушками репрессированных священников: "как мы счастливы с вами, матушка, как мы счастливы. Какой смерти сподобились мужья наши. За веру венец мученический прияли. Теперь нам только молиться за них надо. Нет, и молиться не надо: это они за нас пред Господом молятся." Может быть, не тот пример для этой темы, но сам факт радости из-за смерти мужей может говорить об очень большой вере. Многие священники, попавшие в лагеря радовались тому, что они попали в общество святых людей, пренебрегая при этом всем тем, что им приходилось претерпевать. Все эти высказывания я слышал от людей так или иначе связанных с Церковью. Но существуют и стереотипы от людей не церковных, обычно от сторонников советской власти. Однако все они никакого конструктива не несут и звучат в духе "попов убивала не власть, а люди, обманутые ими" опровергать это не имеет никакого смысла, поэтому я решил пренебречь. Все примеры святых, которые я привел лишь малая часть, которая просто мне успела прийти в голову. Если покопаться, можно найти множество мучеников, подходящих к каждому из пунктов.

Теги других блогов: история религия новомученики